?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как лампады горят и горят в алтаре…
Телом здесь, а душой в небесех
Служит старец монах в белом монастыре
И Спасителя молит о всех.

В.Волков

Монастыри издавна являлись оплотом Православия на Руси. За годы безбожной советской власти, почти все святые обители были разграблены, разорены, уничтожены. Обезглавив храмы, сбивая с них золотые купола, большевики обезглавили русский народ, стремясь лишить его самого главного, сокровенного – веры. Этой печальной участи не избежала и удивительная обитель – Макарьевская Пустынь, находившаяся на границе Новгородской и С.-Петербургской губернии, в 117 км от Новгорода, в 104 - от Петербурга. Основана она была в XVI веке преподобным Макарием Римлянином.


Монастырь и в настоящее время являет собой пустынь, бездорожье до которой на протяжении 8 километров можно преодолеть только пешком.

Третьего января 2013 года из Санкт- Петербурга состоялось паломничество в обитель преподобного Макария Римлянина, ставшее большим событием для насельников Пустыни, т.к. количество паломников превысило тридцать человек. Во главе с двумя иереями, паломничество совершили прихожане храма во имя иконы Божией Матери Неопалимая Купина, воспитанники и преподаватели военно-патриотического клуба «Верность», представители Общественно-Патриотического Центра И.А. Ильина, МА «Покров»и ряд других общественных организаций.

   

Была совершена Божественная Литургия, во время экскурсии по Пустыни паломники ознакомились с историей монастыря. Множество мест нашего Отечества освящено молитвенными подвигами того или иного святого, являвшегося светильником веры для простых людей. Удивительным образом был приведен на берега небольшой речки Лезны святой Макарий Римлянин.

Преподобный Макарий, Новгородский Чудотворец, родился в конце XV века в Риме, в семействе богатых и знатных граждан. Он был воспитан родителями в вере и получил прекрасное образование. Но одаренный юноша предпочел духовный путь службе общественной. Западная церковь, к которой принадлежал он по рождению, полная в то время внешних смут и внутренних беспорядков, не могла пленить пылкий ум молодого богослова. По молитвам будущего подвижника был указан ему путь в далекую страну – святую Русь, оплот Православия. Юноша оставил свой дом и без средств, с упованием на Бога, отправился в дорогу. Паломничая по обителям Новгородским, он достиг монастыря преподобного Александра, на берегах Свири, где игуменствовал еще сам преподобный, основатель обители. Там же юноша-римлянин принял монашество с именем Макарий и решил навсегда затвориться в келии пустынно-жительской.. Так избрал он себе Пустынь на берегах реки Лезны. Скоро молва о святой жизни подвижника привлекла многих жаждущих его совета, назидательного поучения и молитвы. Святой ушел еще дальше в болота, но и там недолго ему пришлось укрываться от мира, велика была любовь народа к святому подвижнику. Усердно помолившись Творцу небесному он дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой ставить келии и этим положил начало своей пустынной обители.

Собравшийся братией скоро (ок. 1540 года) была построена небольшая деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Первым игуменом был сам преподобный Макарий, посвященный в священный сан святителем Новгородским Макарием (с 1542 года ставшим митрополитом). Преподобный Макарий почил в 1560 г., незадолго до кончины своей передав управление монастырем одному из своих учеников.

В 1761 году над могилою преподобного, при перестройке церкви Успения Богородицы, был устроен придел, посвященный преподобному Макарию. Основанная преподобным Макарием Римлянином обитель с первых же дней своей многовековой жизни отличалась «не вещественным достатком и многолюдством», но «высоко-духовною жизнию братии». Усердием благочестивых жертвователей после кончины преподобного рядом с Успенским храмом была воздвигнута вторая деревянная церковь во имя Св. прп. Савватия Соловецкого (существовала до 1628 года). Этими двумя храмами, немногими необходимейшими постройками да «тремя келиями монашескими», как видно из описи 1628 года, ограничивалось общее число монастырских зданий.

Макарьевская Пустынь была разорена в 1615 году шведам. Возобновленная при царе Михаиле Федоровиче, обитель из-за недостатка средств постепенно пришла в упадок, так что в середине XVIII века считалась уже не самостоятельной, а находящейся под ведением Александро-Невской лавры. В 1764 году пустынь была упразднена и обращена в приходскую церковь, причем определены к ней священник с причтом. Но не допустил Господь святое место до полного запустения. Он вызвал обитель к новой для нее жизни. В 1840 году крестьянин села Ижоры А. Ф. Кононов начал возрождение обители. В 1894 году обитель была вновь открыта как монастырь. Так забытая Макарьевская пустынь воссоздавалась, и там, где некогда учил сам преподобный истинам св. веры, был центр православного миссионерства, источник живого слова за святость и величие русской церкви.

Память преподобного Макария совершается 19января(1 февраля). В этот день причтом села Доброго, что в 12 верстах от обители, совершалось особенное торжественное богослужение и тысячи богомольцев стекались на поклонение мощам преподобного. Трагична история обитель преподобного Макария. В 1932 году монастырь закрыли, некоторое время там располагалось отделение "Свирь-лага", потом была война... Долгое время от монастыря, находившегося недалеко от Малуксы, остались едва заметные руины среди болот, которые назывались Макарьевскими мхами. Но в 2005 году вновь началось возрождение монастыря. Восстановление обители началось со строительства храма во имя преподобного Макария Римлянина силами нескольких монахов и неравнодушных мирян. Ныне он действующий, раз в месяц проводятся службы. Идет строительство и храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В обители пребывают мощи преподобного Макария Римлянина.

Паломничества в такие забытые людьми, но не оставленные Богом места, всегда вызывают духовный подъем в людских сердцах. Всеобщее воодушевление охватило участников похода-паломничества. Незабываемое впечатление получили дети – воспитанники военно-патриотического клуба. Воспитание патриотизма напрямую связано и с воспитанием духовности подрастающего поколения. Соприкосновение с историей и местом подвига великого святого, общий молитвенный настрой послужил сплачиванию ребят. Воочию видя места подвигов преподобного Макария, хоть и жившего в другой эпохе, ребята явственно почувствовали силу веры православной, еще раз вспомнили о духовных ориентирах в своей жизни.

Пустынь восстает из забвения, растут стены храмов, в которых так же, как и раньше мы слышим молитву. Дай Бог, чтобы так же возрастали мы в нашей вере, и молитва эта укрепляла русских людей и в нынешние нелегкие времена.